Как беспилотные машины изменят города, дороги и рынок труда

Авто Mail.Ru
Читать дальше
Как беспилотные машины изменят города, дороги и рынок труда
ВКонтакте
Facebook
Одноклассники
Twitter
Мы стоим на пороге эры самоуправляемых машин. Прогнозы о появлении первых действительно автономных автомобилей крутятся вокруг 2020 года, тотальное распространение ожидается в 2025–2030-м.  Это будет революция в области транспорта, подобных которой человечество не знало с момента изобретения автомобиля. Какой станет наша жизнь, когда компьютеры полностью возьмут на себя управление автомобилями? Разбирается Авто Mail.Ru.

SAE, международное сообщество автомобильных инженеров, различает 5 уровней автономности автомобиля: от банальных систем помощи до автопилота. Самый обычный круиз-контроль в сочетании с ассистентом контроля полосы позволяет водителю отвлечься от управления. Но даже продвинутым системам сегодня нельзя продиктовать адрес, чтобы потом откинуться в кресле и проспать всю дорогу до пункта назначения. По достижении пятого уровня автономности слово «автомобиль» наконец обретет свой истинный смысл: машины начнут двигаться самостоятельно.

Переход к полным беспилотникам будет плавным. Пока авто берут на себя часть работы водителя, как, например, Tesla и Audi — движение по загородным трассам. Потом смогут выполнять все его задачи, после чего привычные механизмы управления из автомобилей исчезнут. Понять, что «то самое» будущее наступило, не составит труда: у по-настоящему беспилотных машин не будет руля и педалей.

F015 | Daimler AG

«Праворульки? Не слышали». Как будут выглядеть беспилотники 

«Органы чувств» самоуправляемого транспорта — GPS-приемник для определения координат, лазерные и ультразвуковые радары, камеры — должны быть максимально обнажены. Поэтому автомобили будущего претерпят существенные внешние изменения. Кузова будут проектировать с многочисленными окошками для «глаз и ушей», с подиумами для лидаров-сканеров. Такие устройства нужно держать в чистоте, поэтому  в непривычных местах появятся «щетки-дворники» или другие устройства очистки — форсунки, ультразвук.

Четыре колеса никуда не денутся, но простора для фантазии у дизайнеров все равно станет больше. При проектировании беспилотников не надо думать о хорошем обзоре для водителя и располагать руль возле педалей. Зато надо придумать, как автомобиль будет общаться с пешеходами. Разработчики Mercedes-Benz в «автономном» концепте F015 создали диодную матрицу, которая коммуницирует с пешеходами посредством динамических изображений. А проектор, встроенный в носовую часть шоукара, рисует на асфальте перед ним «зебру», предлагая человеку перейти дорогу. 

Jannik Selz / Unsplash

Автодороги: без светофоров и разметки

Сейчас беспилотники учатся ездить по привычным для людей дорожным знакам. В перспективе разметка станет понятнее для автомобилей. Возможно, знаки для беспилотников вообще не будут визуализировать. Некоторое время поумневшим машинам придется уживаться на дорогах с людьми, поэтому привычные знаки и разметка могут сохраниться — если только умение читать невидимые знаки не интегрируют в те немногие машины, которыми будет по-прежнему управлять человек.

Радикально поменяются автозаправки. Вероятно, раздавать они будут не бензин, а электричество или водород — в соответствии с общемировым трендом перехода на альтернативное топливо.

Автономные машины станут активно взаимодействовать друг с другом и со средой. Автомобили будут сообщать о маршруте, обмениваться данными о загруженности магистралей, дорожных работах, будут строить оптимальный путь и двигаться по сигналам светофоров. Последние рано или поздно утратят привычный облик и функционал. Наверняка исчезнут и камеры скорости — окажется просто не нужны.

Keith Wickramasekara / Unsplash

ПДД, экзамены, автошкола? Больше не надо, забудьте

Скорее всего, вождение станет уделом профессионалов, например из спецслужб, либо способом развлечения. Энтузиасты будут еще больше ценить раритетные машины, старые добрые спорткары, ну и, конечно, тюнинг и внедорожные вылазки.

Поэтому культура автоклубов и сообществ никуда не денется, но членство в них станет более камерным, закрытым. Традиционный автомобиль окончательно превратится в элемент фетиша и хобби. Вместе с тем можно ожидать появления роботизированного автоспорта — первые эксперименты с автономными гоночными болидами смелые разработчики ставят уже сейчас.

Самоуправляемые автомобили откроют доступ к персональному транспорту для всех. Прокатиться на машине сможет и инвалид, и пенсионер, и ребенок, и даже изрядно выпивший пассажир. Ведь все, что надо, — это вызвать автомобиль с парковки с помощью смартфона и задать конечную точку.

Все это в корне поменяет систему взаимодействия  с автомобилями. Само понятие персонального транспорта обретет новый смысл. Необходимость в собственном средстве передвижения с появлением беспилотников отпадает — гораздо эффективнее пользоваться парком общедоступных машин. Личный автомобиль, каршеринг и такси смешаются. Вызываемый по требованию автомобиль окажется в полном распоряжении пассажира, но при этом ему не нужно будет беспокоиться о его содержании и парковке.

Если общество придет к такому формату потребления услуг транспорта, то развязавшиеся было руки дизайнеров  сразу опустятся. Ведь автомобиль перестанет быть символом статуса и предметом вожделения.

А «права» если и останутся, то получить их будет намного проще, ведь вместо обучения вождению нужно только пройти инструктаж по пользованию. Но что в таком случае произойдет с ПДД?

Burak Kebapci / Pexels

Угон беспилотника хакером и другие новые ДТП

Очевидно, с появлением автономных машин появятся новые правила дорожного движения и нормы, которые будут регулировать взаимоотношения людей, машин и производителей. Страхованию также придется подстроиться под новый формат пользования автотранспортом.

Появятся конфликтные ситуации совершенно иного типа. Например, ДТП в результате сбоя программного обеспечения, угон беспилотника хакером или использование машины с искусственным интеллектом для совершения преступления. Государству придется отреагировать на это дополнительными санкциями и новыми способами урегулирования конфликтных ситуаций.

Ряд профессий, связанных с автомобилями, также будет предан забвению: курьеры, водители-персональщики, дорожные полицейские, таксисты. Но они смогут переквалифицироваться в транспортные диспетчеры, комиссары по урегулированию дорожных ситуаций, выездные сервисмены (ведь пассажиры автономных машин будут бесконечно далеки от знания техники) и другой обслуживающий систему персонал. А еще лучше — выучиться на инженера, так как для постройки и модернизации новой транспортной реальности понадобится огромное количество технических специалистов.

И все же главное, что ждет нас в беспилотном будущем, — большая безопасность автомобильного транспорта и время, которое освободится для других дел. Не надо будет учиться водить машину, тратить время и силы на ее содержание, поиск парковок, а вместо непосредственно вождения можно будет работать, общаться или, в конце концов, восполнять недостаток сна. Но чтобы это стало реальностью, человечеству предстоит изящно решить немало технических и социальных проблем. И наблюдать за этим будет весьма увлекательно.