Дивный прозрачный мир. Как жить без приватности

Hi-Tech Mail.Ru
Читать дальше
Дивный прозрачный мир. Как жить без приватности
ВКонтакте
Facebook
Одноклассники
Twitter
Мы нуждаемся в личном пространстве, периодическом уединении, нуждаемся в возможности хранить тайны. Все это называют приватностью. Потребность в приватности делает наше общество исключением из правил. Во все времена, на всех континентах люди жили иначе: племенем, общиной, большой семьей, кое-как умещавшейся в маленьком доме. Жили у всех на виду.

Похоже, что в будущем мы к этому вернемся. Андрей Константинов размышляет, как будет устроена жизнь в обществе победивших открытых данных, где все знают друг о друге все.
Loic Djim / Unsplash

Приватность как временная аномалия

Еще сто лет назад в крестьянской избе взрослые спали на лавках, дети на полатях, старики на печи — все в одной комнате, в такой же тесноте, как и в каменном веке. Теснота не обижала, уединения никто не искал, не считал себя «уникальной индивидуальностью», которой нужно собственное пространство.

Да что там сто лет. Буквально несколько десятилетий назад мы раздумывали, как переводить на русский язык английское слово privacy, и как объяснять его значение жителям коммунальных квартир. Но, начав жить городской жизнью, быстро входишь во вкус. Неприкосновенность частной жизни и право на личные тайны стали для нас важными, даже базовыми ценностями. Они закреплены в конституциях и считаются чем-то само собой разумеющимся.

Но вместе с приватностью и прочими буржуазными свободами к нам пришла цифровая революция. Сначала казалось, что интернет — торжество приватности. Будто бы каждый может делать здесь все, что хочет, скрываясь под маской Анонимуса. С этим ощущением многие не расстались до сих пор: неопытных преступников сплошь и рядом ловят по следам, оставленным в соцсетях, где они обсуждают свои планы или хвастаются «подвигами».

Как оказалось, то, что попало в сети, уничтожить очень сложно. Фривольные фотографии или некорректные высказывания, сдуру запощенные по молодости, словно татуировка, могут навсегда остаться пятном на вашей биографии. Можно ничего и не постить — сети сами разболтают ваши тайны. Недавно в США разразился скандал. Фейсбук нарушил анонимность пациентов психиатра, предложив им добавить друг друга в друзья — соцсети предлагают подружиться людям, которые бывают в одних и тех же местах, или тем, чьи телефоны записаны в одной и той же базе. А сколько скандалов происходит в частной жизни, когда соцсеть знакомит жену с любовницей?

Социальные сети возвращают городских жителей в «глобальную деревню», где все обо всех знают, где каждый — сосед, живущий на расстоянии пары кликов. Может быть, это и неплохо. Вспомним громкие разоблачения, которые одно за другим потрясают российское общество: лавину рассказов об изнасилованиях, историю с соблазнениями школьниц учителем в 57-й школе. Все, что годами скрывалось, вдруг стало выходить на поверхность.

Если приватность — лишь временная аномалия, а в обществе будущего все снова будут жить на виду, нам срочно нужно учиться вести себя с учетом этого обстоятельства, вырабатывать новую этику. Но чтобы понять, каким правилам поведения следовать, давайте сначала оценим, насколько прозрачным становится мир.

Matthew Wiebe / Unsplash

Прозрачный мир: бесполезно заклеивать свою веб-камеру

Главный источник информации о вас — обработка «больших данных» об активности в сети. Специальные программы, предназначенные для изучения пользователей, уже знают о нас больше, чем хотелось бы.

Один из таких алгоритмов, созданный в Кембридже, умеет определять уровень интеллекта и личностные черты пользователей Фейсбука по отметкам «Мне нравится», которые они ставят материалам друзей.

Программа отличает республиканцев от демократов с точностью в 85%, мусульман от христиан — в 82%, предсказывает сексуальную ориентацию — при том что только 5% геев ставят «лайки» однополым бракам. Алгоритм делает выводы, опираясь на косвенные данные, вроде музыкальных предпочтений.

Подобные программы быстро учатся и, бывает, знают о человеке то, что для него самого загадка. Легендарной можно назвать историю о том, как американская сеть магазинов Target стала анализировать данные кредитных и скидочных карт покупателей, чтобы присылать им персонализированную рекламу. Вскоре разъяренный отец 12-летней школьницы призвал к ответу руководство магазина: его дочь засыпали буклетами с товарами для беременных. Менеджеры отделывались извинениями, но через несколько дней ошеломленный отец извинился сам. Выяснилось, что девочка действительно беременна, хотя на момент жалобы об этом не знала. А программа заметила изменения в покупках, характерные для беременных.

Еще в 2014 году в университете Огайо разработали программу, которая по выражению лица может с точностью 96,9% распознать шесть базовых эмоций: счастье, печаль, страх, гнев, удивление и отвращение. Сегодня рекламные системы неутомимо собирают информацию о ваших интересах и предпочтениях, чтобы составить ваш потребительский портрет. Они отслеживают, что вы покупаете, какие сайты посещаете, какие запросы вводите в поисковых системах. А скоро с помощью веб-камеры начнут следить за вашей эмоциональной реакцией на увиденное, анализируя выражение лица, размер зрачков, движения головы и глаз. Вы будете видеть рекламу, рассчитанную на ваши вкусы, слабости и желания, причем показывать ее будут в момент, когда у вас хорошее настроение или когда вы наиболее восприимчивы.

Допустим, когда захочется отдохнуть, рекламируемая бирюлька будет показана в антураже курорта. Когда захочется секса — с ней будет играть любовная пара. А когда потянет на трудовые подвиги, бирюлька будет подаваться как атрибут успешного лощеного менеджера.

Впрочем, реклама — довольно невинная цель. Программы, анализирующие персональные данные, используются и в менее безобидных контекстах: при решении вопроса о выдаче кредита, приеме на работу, проверке политической благонадежности и поиске потенциальных террористов.

Наступает эпоха, когда каждая полка в магазине будет знать о наших желаниях. Вероятно, уже через несколько лет мы окажемся под прицелом множества крохотных камер, от которых негде будет спрятаться. Из-за системы распознавания лиц передвигаться по улицам инкогнито будет непросто. Уже сейчас приложение FindFace, которое умеет находить аккаунт во ВКонтакте по фотографии, стало причиной проблем: с его помощью травят женщин, которые снимаются в порно. А очень скоро, заметив симпатичного вам человека, вы через минуту будете знать о нем даже то, что он предпочел бы скрыть, а заодно получите точный прогноз, чем закончится ваше свидание и имеет ли смысл строить с ним отношения.

Farzad Nazifi / Unsplash

Как выжить и остаться счастливым в прозрачном мире 

Похоже, нам придется привыкнуть к гораздо большей открытости. Мы уже к ней привыкаем: люди все легче делятся тем, что недавно сочли бы неприличным, если, конечно, не боятся расплаты. Делятся охотно: быть открытым приятнее, чем что-то скрывать, а потребность быть замеченным гораздо сильнее желания уйти от внимания. Легкость наблюдения за чужой личной жизнью приведет к тому, что людей намного меньше станет волновать внимание других.

А как же наши многочисленные «грешки»? Похоже, общество неизбежно будет становиться более толерантным и безразличным к вещам, которых пока стыдится. Собственно, этим путем давно развивается западное общество, в котором добрачный секс не так давно был чем-то глубоко аморальным, а гомосексуализм и вовсе считался уголовным преступлением.

Другие традиционные добродетели ждет, наоборот, небывалый расцвет. Прежде всего это касается честности.

Врать, даже кривить душой, станет технически сложно. Будущий аналог Google Glass будет на лету определять, врет собеседник или говорит правду — а ведь для нас это немыслимое вторжение в личное пространство другого. Все отношения в таком прозрачном мире придется строить по-новому.

Удержать в тайне такие вещи как супружеские измены станет невероятно сложно. В общем, нас ждет общество честности и открытости, в котором мало что будет считаться постыдным и табуированным. Но эти табу, прежде всего связанные с безопасностью, будут соблюдаться строго.

Безопасность, кстати — один из главных мотивов, который ускоряет переход к открытому обществу. Эволюция оружия ведет к тому, что теракты становятся все более разрушительными. В прозрачном мире совершить теракт будет непросто — как и обыкновенную кражу. К большей открытости неизбежно придут и государственные институты. Недавние разоблачения Ассанджа и Сноудена свидетельствуют о том, что старая система, когда государство не подотчетно обществу, трещит по швам. Жертвуя приватностью, мы получим гораздо более безопасное общество, где будет труднее нарушить закон – как людям, так и государствам.

Важнейшим ресурсом в прозрачном обществе станет репутация, ведь узнать о ваших поступках легко сможет каждый, а подделать репутацию будет крайне сложно.

Конечно, приватность не умрет окончательно, просто ее сфера сузится.

Вероятно, будет строго охраняться ваша генетическая информация и сведения о здоровье — на их основании вас могут не взять на работу или другим образом подвергнуть дискриминации. Возможно, будет очень сложно взломать ваш электронный паспорт, объединяющий в себе главные личные данные: универсальный ID, виртуальный кошелек, трудовую книжку, медицинскую карту. Важной частью законов о персональных данных станет право на забвение, когда специальные программы смогут стирать какую-то информацию о вас из всех открытых источников. Вероятно, новую приватность будут обеспечивать новые технологии, подобные сегодняшнему браузеру TOR и «теневому интернету».

Как бы то ни было, наши внуки будут смотреть на нас как на очень странных людей, живущих в странном мире, где приходится все время скрываться, врать и изворачиваться. А может, мы и сами будем вспоминать нынешние времена с недоумением. Хотя наверняка и с ностальгией.